Суфий и его жена

Домой вернулся суфий в час дневной,
Когда любовник был с его женой.

Не возвращался прежде он так рано,
Да что-то весь последний месяц странно

Вела себя жена – он замечал.
И, возвратясь, он в двери постучал.

Сосед-сапожник в страхе заметался:
Он ни на миг бы в доме не остался,

Да как же скрыться? – Дверь всего одна!
Металась и неверная жена:

Порой черпальщик, даже и проворный,
Расколет свой кувшин на речке горной...

Ах, на раздумья времени так мало...
И тут она хватает покрывало

И накрывает с головы до пят
Любовника... Но даже беглый взгляд

Верблюда распознает, хоть ковром
Его укрой... Впуская мужа в дом,

Она ему подмигивает: «В оба
Гляди: у нас тут знатная особа,

Ее ты лишним словом не задень!
Она явилась к нам в счастливый день,

Пришла, чтобы устроить сватовство —
Взять нашу дочь за сына своего!»

А муж: «Какой там брак? Какие сваты?
Ведь мы не родовиты, не богаты.

Мы им не ровня. И не вправе медь
Своим супругом золото иметь!»

Жена в ответ: «Что ж, я ей говорила,
Что нас богатством жизнь не одарила,

Но не богатство – сватовства причина:
Она пришла устроить счастье сына,

А счастье в том, чтоб у него жена
Была честна, стыдлива и скромна!»

Тут громко муж ответил: «Правда в том,
Что тесен, пуст и неказист наш дом,

Без тайн и тайников: все видно сразу,
Секреты наши все доступны глазу.

У нашей госпожи мечта одна:
Невестка ей достойная нужна!

Чтоб в качествах невестки убедиться,
Пусть наша гостья в мать ее вглядится!

Мне ни к чему перечислять заслуги
Своей стыдливой, преданной супруги,

А свойства своей матери, точь-в-точь,
Как правило, воспроизводит дочь!..»

...От мужа гневного жена-блудница
Пыталась хитрым словом заслониться,

Но все слова – напраслина и бред,
Когда поступок громко вопиет!

Жена, изменяющая мужу, – образ души (сферы эмоций), «тайно» от духовно-разумного начала в человеке соединяющейся с низшими страстями. Последние олицетворяет «сосед-сапожник» (поскольку его ремесло – изготовление обуви, т. е. наиболее близкой к земле и поэтому «низшей» части «облачений» человека). Стараясь оправдать перед разумом свою «измену», душа пытается выдать ее за полезную и плодотворную деятельность – «сватовство» (таковы, например, старания ряда современных психоаналитиков представить моральную распущенность в качестве предпосылки для проявления высших человеческих способностей; в этой связи можно вспомнить также оргиастические, тантрические и т. п. секты в разных религиях).
Д. Щ.

Категория: Притча Руми Уроки в медресе

Смотрите также:

Сторож и пьяница

Притча Руми «Сторож и пьяница»

Мусульманин и зороастриец

Притча Руми «Мусульманин и зороастриец»