Суфии и порожняя сума

Собрание суфиев, в здравом уме,
Хвалу воздавало порожней суме.

Один из аскетов восславил суму,
А прочие все подпевали ему:

«Пустая сума, о предел наших грез,
Ты нас довела до экстаза, до слез!

Ты вождь наш в пути, ты предстала нам ныне
Спасеньем от жадности и от гордыни!

От страсти земной ты людей исцеляешь,
Аскетов желания ты утоляешь!»

Прохожий, услышав такие слова,
Спросил: «Да в порядке ль у вас голова?

А если вы здравы, никак не пойму,
Зачем восхвалять вам пустую суму?!»

В ответ с сожалением суфий сказал:
«Ты видишь лишь то, что доступно глазам.

Убогому духом дано ощутить
Лишь то, что возможно рукою схватить.

О ты, без причины впадающий в раж!
Своею дорогой иди: ты не наш.

От Друга любимого друг отделен,
Но видит его, если вправду влюблен!»
На первый взгляд, притча содержит насмешку над лжесуфиями, поклоняющимися одной лишь видимости, внешней форме явлений. В таком случае под «порожней сумой» можно разуметь шарлатана, выдающего себя за духовного наставника. Но парадоксальность притчи – в том, что ее можно истолковать и прямо противоположным образом. Ведь она учит, что всякая внешняя форма и видимое действие для познавших Истину – только предлог для обращения к невидимой сути мира, намек на Высшую Реальность, недоступную для профана. Последний («прохожий») критикует суфиев за их действия, подобно тому, как и последователей самого Руми мусульманские ортодоксы порицали за практику экстатических танцев – суфийских «радений», которую считали «бессмысленной» или даже «безнравственной». «Порожняя сума» служит символом отказа от земных благ, того бескорыстного отношения к жизни, которым отмечены истинные суфии. Кроме того, восхваление «пустоты» этой сумы намекает на поклонение невидимому, невещественному Началу бытия – «Другу».
Д. Щ.

Категория: Притча Руми Методы преподавания

Смотрите также:

Осел и кони

Притча Руми «Осел и кони»

Дикобраз

Притча Руми «Дикобраз»