Сообщник вора

Хозяин вернулся на собственный двор,
Глядит – из ворот его выбежал вор!

Пустился хозяин его догонять.
Уж было до вора рукою подать,

Уже он пройдоху хватал за халат!
Вдруг слышит: «Почтенный, вернись-ка назад:

Хочу я тебя от несчастья спасти,
Большую беду от тебя отвести!»

Помыслил хозяин: «Как быть мне теперь?
Грабитель другой мог войти в мою дверь!

Прерву я погоню, пойду-ка взгляну, —
Не взял ли он вещи, не бьет ли жену?

Ах, сколько напастей в течение дня!
Спасибо тому, кто окликнул меня...»

Тут, вора оставив, прервал он свой бег
И молвил: «Что скажешь мне, мил человек?»

А тот: «У ворот на твой собственный двор
Я видел следы – в твоем доме был вор!

Скорее за тем нечестивцем гонись,
А мне за удачный совет поклонись!»

Хозяин ему: «Не пойму я никак —
Ведь вора почти что держал я в руках,

Хватал за халат – так зачем мне следы?
Теперь же пройдоха ушел от беды!»

А тот отвечает: «Улики узрев,
На вора хотел обратить я твой гнев:

Кто видит улики и не говорит,
Тот словно бы сам злодеянье творит».

Тут крепко хозяин схватил его вдруг
И крикнул: «Ты вора сообщник и друг!

Того, кто прошел здесь, мы сразу нашли, —
А ты нам следы указуешь в пыли!».

В притче противопоставляются два способа познания («улавливания») Истины: путь непосредственного мистического переживания («почти что держал я в руках») – и путь рационального исследования, когда в вещественном мире наблюдаются «следы» Высшего Разума («я видел следы»). Руми предостерегает суфия, воспринимающего Истину посредством прямого духовно-интуитивного контакта с ней, от следования путем интеллектуальных поисков, который только отдаляет ищущего от искомого – Бога: «Того, кто прошел здесь, мы сразу нашли, – // А ты нам следы указуешь в пыли!».
Д. Щ.

Категория: Притча Руми Лжеучители

Смотрите также:

Предопределение

Притча Руми «Предопределение»

Горожанин и сельчанин

Притча Руми «Горожанин и сельчанин»