Царь и рабыня

Послушай-ка притчу, как некогда встарь
К рабыне душой воспылал некий царь.

И вот во дворце очутилась она,
Но вдруг оказалось: рабыня больна,

Стенает она, в лихорадке горя?...
Один за другим к ней идут лекаря,

Совсем забывая, что только Аллах
Дарует удачу в лечебных делах.

Они же надеялись на вещество,
И было напрасным всё их врачевство...

...Но вот некий дервиш явился к царю:
«Позволь, я рабыню твою осмотрю!»

И прежде, чем к делу сей врач приступил,
К Аллаху о помощи он возопил.

И зелье такое велел он сварить,
Что тайну души помогает открыть:

В уста человеку вольется оно —
И выскажет каждый, чем сердце полно.

Что ж с помощью зелья целитель узнал? —
Что дух нашей девы от горя стенал,

Что сердце рабыни давно покорил
Один самаркандец – младой ювелир.

Тут просит целитель: «Пусть юноша сей
В наш город прибудет как можно скорей!»

Вскричал государь: «Я рабыню люблю,
В любви к ней соперника не потерплю!»

А лекарь: «Доверься мне, действуй смелей,
И дело устроится к пользе твоей!..»

...Прибыв в Самарканд, государев посол
Того ювелира на рынке нашел:

Посулами почестей разных прельщен,
С послом к государю отправился он.

Узрела его наша дева – и вдруг
Стал таять, как лед, ее тяжкий недуг.

А царь посылал ювелиру дары,
Его, что ни день, приглашал на пиры,

Пока не устроили свадебный пир:
Невеста – рабыня, жених – ювелир!

Вот вместе живут они месяцев шесть,
И врач получает счастливую весть:

Болезнь у рабыни прошла без следа!..
И новое зелье сварил он тогда,

И юноше в пищу его подмешал:
Напиток сей воли и мощи лишал!..

Чуть муж над женой потерял свою власть,
Исчезла в ней нежность, погасла в ней страсть.

И этим был так ювелир огорчен,
Что вскорости умер, бедой удручен.

Но царь огорчен этим не был совсем,
И тут же рабыню забрал он в гарем!..

...Друг, пусть для тебя эта притча странна,
Но важную тайну содержит она.

Глядишь ты вокруг, но где правда, где ложь, —
Лишь в душу свою углубившись, поймешь!..

Чтобы исцелить человеческую душу («рабыню») от пагубных духовных недугов («стенает она, в лихорадке горя»), Бог («царь») разрешает ей на время увлечься земными страстями, которые в притче изображены как любовь рабыни к молодому ювелиру (золотых дел мастер символизирует богатство, свадебный пир – телесные наслаждения). Пройдя определенную «тренировку» на вещественных объектах и созрев для восприятия духовных истин, душа, наконец, обращает свою любовь к Богу, а прежние желания теряют для нее свою привлекательность («погасла в ней страсть»). В «переориентации» любви с преходящих явлений на их духовную Первопричину и состоит «важная тайна» притчи.
Д. Щ.

Категория: Методы преподавания Притча Руми

Смотрите также:

Дикобраз

Притча Руми «Дикобраз»

Побои

Притча Руми «Побои»