Молитва за злых

В мечети уважаемый мулла
За тех молился, чьи черны дела:

«Молюсь о том, чтоб милосердный Бог
К мошеннику и вору не был строг,

К тому, кто любит зло, нечист и лжив,
К тому, кто оскверняет жен чужих!»

Сказали посетители мечети:
«Как странно слышать нам молитвы эти!

Обычно лишь за тех Аллаха просят,
Кто свет и благо ближнему приносит!»

Мулла в ответ: «Мне вам сказать пора —
Я в юности не шел путем добра,

И образцами россказней пустых
Казались мне деяния святых.

Но видя, сколько бед творимо злыми,
Расстался я с проступками былыми:

Лишь мерзость совершаемого зла
Мне возвратиться к благу помогла.

И я за тех молюсь, чьей злобы сила
Во мне огонь греховный погасила.

Коль слово друга мимо пролетит —
Пример врага к добру нас обратит!»
Здесь описан известный в суфизме метод доказательства от противного, или обучения на отрицательных примерах. Кроме того, притча говорит о необходимости молиться за нечестивых, чтобы те покаялись и были прощены. Пример такой молитвы дал праотец Авраам (в Исламе – Ибрахим), молясь за грешных жителей Содома (Быт. 18, 23–32). В Коране об Ибрахиме и содомлянах («народе Лута», т. е. библейского Лота – племянника Авраама, жившего в Содоме) сказано так: «...Он вступил с Нами в спор о народе Лута, ибо Ибрахим – кроткий, отзывчивый, сожалеющий...» (Коран 11, 74–75). У Саади есть рассказ о дервише, который молился так: «Господи, будь милостив к дурным, а к добрым Ты милостив уже тем, что сотворил их добрыми!» (Гулистан, глава «О правилах общения», пер. Рустама Алиева).
Д. Щ.
***
Притча указывает на то, что даже из зла можно извлекать добро: в данном случае – учиться на примерах злодеев тому, как не надо поступать... Смысл этой притчи приложи?м и к одной из злободневных проблем современной педагогики. В настоящее время появилось много элитарных учебных заведений, в которых ученики составляют в том или ином смысле «рафинированное» сообщество. В результате воспитанники таких заведений лишаются возможности учиться на отрицательных примерах и оказываются в дальнейшем менее приспособленными к реальной жизни, чем их сверстники, не пережившие в годы учебы элитного «отделения пшеницы от плевел».
М. Х.

Категория: Притча Руми Методы преподавания

Смотрите также:

Осел и кони

Притча Руми «Осел и кони»

Дикобраз

Притча Руми «Дикобраз»