Раб Сонкур

Сонкуру хозяин промолвил: «Мой раб,
Отправиться в баню с тобой нам пора б!»

Неся притирания, щелок, лохани,
Сонкур за хозяином двинулся к бане.

Молитвы полуденной срок наставал,
В мечеть муэдзин мусульман созывал.

Раб молвил: «Хозяин! Душа жаждет света,
И вот уже слышен призыв с минарета.

Позволь мне в мечеть на молитву зайти,
Хвалу Господину миров вознести,

Пасть ниц средь хранящего веру народа.
А ты подожди, если хочешь, у входа!»

Хозяин остался у двери. Вот срок
Молитвы полуденной вскоре истек,

Уж вышли наружу и старцы и дети,
И только Сонкур оставался в мечети.

Хозяин Сонкура позвал, осердясь,
А тот ему: «С Богом сокрытая связь,

Хозяин, сильней твоего повеленья:
Он держит меня в состоянье моленья!

Немного еще ты у двери побудь,
Я выйду – и сразу продолжим наш путь!»

Но, сколько хозяин ни звал, ни кричал,
Все тот же ответ он опять получал.

Спросил он: «К чему препирания эти?
Зачем ты один остаешься в мечети?»

А раб: «Уж давно бы я вышел, да вот —
Создатель отсюда уйти не дает:

Мне дал упражняться в молитве и вере
Тот Самый, Кто держит тебя возле двери!..»

...Не пустит на сушу морская волна
Того, кому глубь в обладанье дана,

И в бездну морскую не выпустит суша
С рожденья на ней поселенные души.

Пойми же, так было всегда и везде,
Что звери – на суше, а рыбы – в воде!

В образах эмира и раба явлены два разряда людей: одни пекутся о мирском (хозяин, обладающий и кичащийся властью), а другие заботятся о духовном (раб, не имеющий ничего своего, т. е. уповающий только на Бога). Рассказ двояким образом отвечает на вопрос: почему конкретный человек принадлежит к тому или иному из этих разрядов? Первый ответ – традиционный: такова воля Создателя («Мне дал упражняться в молитве и вере // Тот Самый, Кто держит тебя возле двери»). Более глубокий пласт понимания приоткрывается через сравнение духовного человека с рыбой, а плотского – со зверем, который по своей природе не может обитать в воде (вода – распространенный суфийский образ единения со Всевышним): «Пойми же, так было всегда и везде, // Что звери – на суше, а рыбы – в воде». Следовательно, предрасположение каждой души к тому или иному образу жизни определено тем состоянием, в котором она вступила в наш мир.
Д. Щ.

Категория: Притча Руми Достойные мюриды

Смотрите также:

Юный полководец

Притча Руми «Юный полководец»

Сторож и пьяница

Притча Руми «Сторож и пьяница»