Подражание

Однажды, представ перед шейхом, мюрид
Увидел, что плачет учитель навзрыд, —

И, вторя наставнику, сам застонал,
Хотя о причине рыданий не знал.

Так плакали оба, и шейх, и мюрид.
Вдруг, плач прерывая, мудрец говорит:

«Хоть сам-то себе ты отчет отдавал,
О чем ты скорбел, почему горевал?

Когда ты стезей подражанья идешь —
Свой собственный путь у себя ты крадешь!

Воистину скорбным того назови,
Кто плачет от боли, чье сердце в крови.

Но если не сердцем печаль рождена,
То слезы – ничтожны, и грош им цена!»

Притча учит о вреде внешнего подражания (таклид), объектом которого может быть даже прославленный шейх. Внимание мюрида должно быть постоянно сосредоточено на его собственных внутренних переживаниях – движениях сердца, дабы он не стремился к формальному копированию, а научился достигать подлинного экстатического озарения (ваджд).
Д. Щ.
***

Как известно, процесс обучения, особенно на ранних стадиях, во многом основан на подражании. Но где же проходит грань между подражанием творческим, полезным, необходимым – и подражанием бездумным и бесплодным? В данной притче Руми приводит пример прямо-таки кощунственного подражания, вызвавшего прямой упрек опечаленного собственным горем учителя. Дело в том, что, в отличие от знаний и умений, чувства – это та сфера, в которой подражание по определению невозможно. Подобные действия способны породить лишь неискренность и неестественность, а ведь одно из главных условий суфийского воспитания – это «взращивание» в ученике искренности.
М. Х.

Категория: Притча Руми Суфийская притча

Смотрите также:

Парфюмер и попугай

Притча Руми «Парфюмер и попугай»

Пахарь и лев

Притча Руми «Пахарь и лев»