Певец

Начальник стражи, грозный и хмельной,
Призвал певца: «Ты мне такое спой,

Чтоб мог я отвести больную душу!»
И пел певец, а тот, качаясь, слушал:

«Откуда знать мне, мрак ты или свет?
Откуда знать мне, любишь или нет?

Откуда знать мне, верить ли судьбе?
Откуда знать, я нужен ли тебе?»

Так повторял опять он и опять,
Вздыхая томно: «Ах, откуда знать?..»

Начальник стражи гневно вдруг взглянул
И острой саблей над певцом взмахнул.

Но друг – хмельного за руку схватил
И тем удар смертельный отвратил:

«Приди в себя, ты не в бою, храбрец,
И пред тобой не воин, а певец!»

А тот: «Зачем опять он и опять
Твердит: „Откуда знать, откуда знать“?!

За это пусть ответит головой,
Чтоб понял: коль не знаешь – так не пой!»

Если во многих суфийских текстах «опьянение» означает мистический экстаз, то здесь оно, напротив, символизирует неспособность плотского разума («начальник стражи») ориентироваться в духовной реальности. Обладая способностью только логического мышления, претендующего на однозначность любых решений, начальник стражи впадает в страшный гнев, когда сталкивается с вопросом: «Откуда знать?». Последний как бы воплощает в себе неоднозначность подхода к различным явлениям, который характерен для мистического восприятия, а также искусства («певец»). Рассказ указывает также на недоступность суфийских истин для людей, мыслящих слишком прямолинейно.
Д. Щ.

Категория: Притча Руми Суфийская притча

Смотрите также:

Пожар

Притча Руми «Пожар»

Парфюмер и попугай

Притча Руми «Парфюмер и попугай»