Мудрец Лукман

Хозяина Лукман разумностью пленил,
И тот его с тех пор так высоко ценил,

Что вместе с ним всегда садился он обедать,
И блюдо каждое давал ему отведать,

И лишь когда Лукман вкус пищи проверял,
То и хозяин ел и тоже одобрял.

Вот как-то он зовет Лукмана: «Слушай, ныне
К обеду нам сосед прислать изволил дыню.

Попробуй поскорей – сладка она, иль нет?»
Вкушает раб кусок с восторгом, как шербет,

А тот ему уже дает второй и третий —
Лукман смакует их, как будто нет на свете

Вкусней. А господин глядит, как раб жует:
«Ну что ж, пора и мне наполнить свой живот!»

Но только он кусок от дыни откусил,
Как тотчас побледнел, вскричал, лишился сил, —

Так горечь обожгла и рот, и всю утробу,
Что час ему пришлось отлеживаться, чтобы

Прийти опять в себя. И он спросил раба:
«Как мог ты это есть? Как понимать тебя?

Притом ведь на лице твоем сияло счастье?!»
А тот в ответ: «Во мне ты принимал участье,

Меня ты одарял сочувствия теплом,
Блаженствовал всегда я под твоим крылом.

И, если б от тебя взять горечь отказался,
Предателем бы я позорным оказался:

Чтоб языка не жег прогорклой дыни кус,
Неужто от любви твоей я отрекусь?!.»

...Любовь из медяка чеканит золотой
И претворяет яд в целительный настой,

И силы от любви пробудятся в больном,
И уксус от любви взыграет, став вином.

Тому, кто полюбил, тюрьма – как светлый рай,
Тому, кто разлюбил, как цепи – вольный край.

Сменив на милость гнев и правду возлюбив,
Посланником добра предстанет страшный див.

Скорбь станет от любви счастливым торжеством,
Храбрея от любви, мышь обернется львом.

А грозный царь, любви сиянием влеком,
Вокруг свечи кружит кротчайшим мотыльком.

И, ведая, что все дает любимый Друг,
Ты примешь полноту и радостей, и мук.

Смысл притчи в том, что суфий («Лукман»), в течение всей жизни благодетельствуемый Богом («хозяином»), не должен роптать на испытания и кары, которым Он его время от времени подвергает. Ибо и в эти моменты суфий не лишается радости, связанной с ощущением Божественного Присутствия («блаженствовал всегда я под твоим крылом»). Он постоянно чувствует ту нисходящую свыше любовь (мухабба), которая услаждает для него горечь испытаний («претворяет яд в целительный настой»). Терпение (сабр) – одна из главных суфийских добродетелей.
Д. Щ.

Категория: Экзамены Притча Руми

Смотрите также:

Капитан и книжник

Притча Руми «Капитан и книжник»

Состязание между ромеями и китайцами

Притча Руми «Состязание между ромеями и китайцами»