Мотылек и ветер

Царя Соломона однажды привлек
Призыв еле слышный – шептал мотылек:

«К суду твоему, о владыка, взывали
И люди, и джинны, и прочие твари,

И ты им благой приговор возвещал,
И слабых от сильных всегда защищал.

И ныне – слабейшие в мире созданья —
Мы просим, о царь, у тебя состраданья:

Мудрец, поспеши нам на помощь прийти,
Могучий – бессильных ты нас защити,

Поскольку твой суд – повеление Божье!»
Спросил Соломон: «Защитить? От кого же?

Преступники все, по суду моему,
Давно уже брошены были в тюрьму.

Всем слабым со дня, как ношу я корону,
Защита оказана и оборона.

С тех пор, как я стал над землею царить,
Обидчики зло перестали творить,

И свет правосудия пролил везде я,
А только во тьме обитают злодеи!»

Шепнул мотылек: «Умоляю о том,
Чтоб ветер предстал перед царским судом:

Он мучит безвинно, гоняет нас всуе:
Едва он подует, как мы врассыпную!

О царь, ты щадить нас ему повели,
Чтоб мудрость твою мы прославить могли!»

Сказал Соломон: «Справедливость мы явим,
Ответчику слово теперь предоставим:

Коль ветер тобой во грехе обвинен,
Пред царские очи да явится он!»

Тут ветер явился по царскому зову:
Едва он повеял, чтоб вымолвить слово,

Как тотчас без лишних речей наутек
Пустился почуявший страх мотылек.

А царь ему вслед: «Ну куда же, куда ты?
Еще моего не услышал суда ты!»

Но тот прошептал: «Так я ветра боюсь,
Что лучше из зала суда удалюсь!..»

...Встречаясь со злом, с беззаконьем и ложью,
На них ты готов призывать кару Божью,

Но, только лишь явит Свой лик Судия, —
Ты в страхе бежишь! Где ж решимость твоя?..

По-арабски «рух» означает и «ветер», и «дух». В данном рассказе ветер символизирует Дух Божий, встреча и единение с которым – цель усилий суфия. Однако греховное состояние человека заставляет его уклоняться – «убегать» от Бога (ср. слова Адама после грехопадения, приведенные в Библии: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» – Быт. 3, 10, а также слова Давида: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» – Пс. 138, 7).
Д. Щ.
***

Мотылек в этой притче символизирует состояние крайне эгоистичной души, стремящейся в целях самооправдания обвинить всех остальных в беззаконии и злодействе («он мучит безвинно, гоняет нас всуе»). Такие люди, активно противодействующие вере и духовности (ненавидящие «ветер»), умоляют о «суде» над другими, сами же пускаются в бегство, «лишь явит Свой лик Судия», – и возникает угроза суда над ними самими.
С другой стороны, мотылек, спасающийся от ветра, – образ крайне слабой (обладающей «еле слышным» голосом) души, которая на самом деле не в состоянии перенести соприкосновения с Духом Божьим, устоять в Божественном Присутствии («ветер»). И, всё же, такая душа хочет добиться для себя «суда» – испытаний суфийского Пути...
М. Х.

Категория: Экзамены Притча Руми

Смотрите также:

Капитан и книжник

Притча Руми «Капитан и книжник»

Состязание между ромеями и китайцами

Притча Руми «Состязание между ромеями и китайцами»