Кольчуга Давида

Лукман узрел: великий царь Давид
Из крепкой стали что-то мастерит,

Связуя сотни маленьких колец.
Лукман молчал, как истинный мудрец:

При встрече с неизведанным философ
Лишь смотрит и не задает вопросов.

К тому, чтобы понять хоть что-нибудь,
Терпенье сердца – наилучший путь.

Прошли недели. Труд закончив свой,
Явился царь в одежде боевой —

Он в новую кольчугу облачился
И к мудрецу Лукману обратился:

«Теперь ты видишь то, что я сковал:
Сия одежда выше всех похвал —

Спасет кольчуга чудная моя
В бою и от стрелы, и от копья!»

Лукман ему ответил: «О владыка,
За эти дни и я секрет великий

Познал, твое искусство изучив:
Спасается лишь тот, кто терпелив!»

В данной притче Лукман выступает в качестве ученика, а царь Давид – суфийского наставника. Предмет обучения – терпение: начатки его Лукман проявляет уже при первом знакомстве с занятием царя, что намекает на суфийский принцип, согласно которому обучать следует только того, кто внутренне предрасположен к постижению Истины. Терпение приобретается шаг за шагом – через отдельные мысли, слова и поступки, подобные кольцам в кольчуге. В конце обучения адепт может, как и его учитель, целиком «облачиться» в это важнейшее для мудреца качество.
Д. Щ.
***

На пути духовного ученичества наставляемый (Лукман) должен проявлять полное доверие к наставнику в целом и во всех частностях, смиренно относясь к тому факту, что он, в данном своем состоянии, не может понять целей и методов обучения. И лишь когда «кольчуга» готова, ученик обретает ретроспективное постижение своего пути, пройденного под руководством мудреца. Подобно тому, как кольчуга состоит из множества одинаковых колец, так и обучение складывается из множества однообразных и даже рутинных упражнений. И, если ученик не проявит терпения на данном этапе, то он не увидит и «кольчуги» в целом. Поэтому важен вывод притчи: «Спасается лишь тот, кто терпелив». Таким образом, сам процесс обучения не менее важен, чем его результаты: ведь он формирует именно те качества души, которые впоследствии позволят сохранить и развить полученные знания. «Кольчуга» – образ того «духовного одеяния» (совокупности внутренних качеств), в которое необходимо «облачиться» адепту, вступающему на путь «духовных битв». Заметим, что Лукман – не начинающий ученик, но мудрец, которому предстоит взойти на новую ступень.
М. Х.

Категория: Притча Руми Достойные мюриды

Смотрите также:

Раб Сонкур

Притча Руми «Раб Сонкур»

Сторож и пьяница

Притча Руми «Сторож и пьяница»