Глиняные гирьки

Был некто страстью одержим невинной:
Он, как шербетом, лакомился глиной.

Зашел он в бакалею как-то днём,
А лавочник, наслышанный о нём,

Сказал – мол, странность у меня такая:
Я глиняные гирьки применяю!

А тот: «Я к вам за сахаром пришел.
Из глины гирьки? – Это хорошо!»

Подумал бакалейщик: «Вот глупец!
Он видит в глине сладость, как юнец,

Избравший дочь пирожника невестой,
Словно она – из сахарного теста!»

Кусочки глины бросив на весы,
Провел хозяин целые часы,

Раскалывая сахар где-то рядом,
А сам следил за гостем скрытым взглядом

И наблюдал, как этот хитрый кот,
Отщипывая глину, в рот кладет,

Своей души отрады не лишая
И гирек вес все время уменьшая.

Гость торопился, думая: вот-вот
Купец наколет сахар – и войдёт,

И подглядит, как хитро он пирует,
И обвинит – мол, глину он ворует.

Хозяин же следил – не горевал:
«Как ловко ты себя обворовал!

Давясь от смеха, мог бы пожелать я,
Чтоб ты до ночи длил свое занятье:

Чем дольше эту глину ты сосешь,
Тем меньше сахара ты унесешь,

А кто из нас остался в дураках —
Тебе, любезный, не понять никак!..»

...И мы порой умом недалеки,
Соблазны плоти нас влекут в силки.

Да, плоть сильна! Лишь редкостная птица
Влеченьем чувственным не обольстится —

И станет жить, смиряя страсти в теле,
Чтобы достичь духовной, высшей цели.

Но не спасет и мудрый Соломон
От той ловушки, что в тебе самом!

Ты мнишь себя судьбы своей владыкой,
А сам – в рабах у страсти злой и дикой.

Но настоящий властелин – лишь тот,
Кто над своим желаньем власть берет:

Сверкает Божий луч в его уме!
А остальные – узники в тюрьме...

Человек, любящий «лакомиться глиной», т. е. постоянно получать материальные наслаждения (в Библии и Коране описано сотворение человеческого тела «из глины»), наносит ущерб своей истинной сущности: «Как ловко ты себя обворовал!». Он подобен птице, запутавшейся в силках телесной жизни («соблазны плоти нас влекут в силки»). И только истинный суфий («редкостная птица»), избавившись от своей внутренней «ловушки», способен указывать и другим «узникам в тюрьме» путь к духовной свободе.
Д. Щ.
***

Если глина символизирует «вкушение» материальных благ, то сахар – принятое в суфийской метафорике обозначение «сладости» благ духовных. Притча учит, что между употреблением тех и других благ в жизни существует равновесие («весы»), поэтому неумеренная тяга к материальному всегда вызывает уменьшение духовного. Однако человек не сразу способен заметить, что из-за чрезмерности вещественных его привязанностей («воровство глины») ему катастрофически не хватает внутренней радости, любви, удовлетворенности своей жизнью, – словом, что он живет, «сахар» своей духовности «все время уменьшая». Согласно притче, в мире, где люди только и делают, что постоянно «лакомятся глиной», они на самом деле всечасно страдают, как «узники в тюрьме».
М. Х.

Категория: Притча Руми Суфийская притча

Смотрите также:

Парфюмер и попугай

Притча Руми «Парфюмер и попугай»

Пахарь и лев

Притча Руми «Пахарь и лев»