Четверо индийцев

Четыре благомыслящих индийца
Пришли в мечеть – Аллаху помолиться.

«Что ж вы не молитесь? – один сказал. —
Ведь муэдзин уже пропел азан!»

Другой изрек: «Замолкни! Мы не можем
Пустые речи слушать в доме Божьем!»

А третий: «Ты собрата обвинил,
И этим святость места осквернил!»

Четвертый молвил: «Все вы в многословье
Ударились – лишь я горю любовью!..»

...Кто судит ближнего в надменье строгом,
Тот тяжкий грех свершает перед Богом,

И зря те четверо пришли в мечеть —
Не восхотел Аллах их грех стереть.

Лишь тот прощен и принят свыше будет,
Кто не другого, а себя осудит.

Ты не познал себя? Как это жаль!
Но что ж другим читаешь ты мораль?

Ты на молитву поднимайся рано,
Чтоб исправлять своей души изъяны:

Когда поймешь, что сам их не лишен,
Не будет ближний твой тебе смешон!

Согласно мусульманскому воззрению, отвлечение во время молитвы делает ее недействительной (следует начать ее сначала). Помимо прямого, притча обладает и символическим смыслом, предостерегая от внутреннего разлада в самом человеке, пытающемся совершить духовное восхождение посредством молитвы (намаза). Спор четверых индийцев олицетворяет дисгармонию между животной природой, волей, чувством и разумом человека.
Д. Щ.
***

Слова этой притчи об осуждении свыше тех, кто «в надменье строгом» судит других, близко перекликаются с наставлением Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете...» (Матф. 7, 1). На подобных примерах мы видим, насколько совпадают между собой основные нравственные предписания мировых религий. Сопоставляя этические императивы разных стран и эпох, вновь и вновь убеждаешься в непреходящем общечеловеческом характере истинной мудрости.
М. Х.

Категория: Притча Руми Суфийская притча

Смотрите также:

Парфюмер и попугай

Притча Руми «Парфюмер и попугай»

Пахарь и лев

Притча Руми «Пахарь и лев»