Болезнь учителя

Один учитель нравом был таков,
Что постоянно бил учеников,

И мальчики мечтали: как бы роздых
Хоть на недельку получить от розог?

Вот было б счастье для их бедных тел,
Когда б учитель строгий заболел!

Известный заводила в их среде
Сказал: «Я знаю, как помочь беде!

Ему шепну я завтра со слезами:
„У вас круги, учитель, под глазами!“

И пусть он промолчит иль огрызнется,
Но все ж в груди сомненье шевельнется.

Потом другой из нас канючить станет:
„Учитель! Да на Вас совсем лица нет!“

Тот оборвет его и взглянет строго,
Но в сердце вновь пробудится тревога.

И нужно, чтоб и третий тут запел:
„Учитель! Вы с утра бледны, как мел!“

Уж трем-то он поверит голосам,
И ощутит себя недужным сам.

Когда ж все хором это подтвердят,
Он станет охать, словно принял яд:

Ведь корень многих бед – самовнушенье!»
Сказали все: «Прекрасное решенье,

Пускай он сам поверит в свой недуг,
Лишь в этом – прекращенье наших мук!

А кто ему наш замысел раскроет,
Того друзей презренье пусть покроет!»

...И утром заводила со слезами
Шепнул: «Учитель! Что у Вас с глазами?

Откуда эти черные круги?..»
Учитель крикнул: «Я здоров! Не лги!» —

Но мальчики твердили: «В самом деле,
Осунулись Вы за ночь, похудели...»

Учитель все сильнее сомневался
И, наконец, совсем разволновался:

Растерянный, понурый, весь больной,
Он, книги взяв, отправился домой...

...В дороге он казался дряхлым дедом,
Ученики плелись, вздыхая, следом.

И думал он: «Бесстыжую жену
Я обличу при всех и прокляну:

Все ждет она подарков да поблажек,
Ей дела нет, что мой недуг так тяжек,

Она плюет на мой несчастный вид —
Лишь прихорашиваться норовит!..»

...Жена выходит мужу поклониться,
А он ей: «Дрянь! Презренная блудница!

Всем жаль меня – лишь ты одна, змея,
Не хочешь знать, что к смерти близок я!»

Тут зеркало жена ему приносит —
Мол, ты здоров, – и поглядеться просит.

А он в ответ: «Ты мне всю жизнь лгала:
Как жены лгут, так лгут и зеркала!

Пока душа еще, отчасти, в теле,
Дай перед смертью отдохнуть в постели!..»

...Все так случилось, как сказал Пророк:
«Кто счел себя больным – тот занемог!..»

...Когда ж в постель страдалец наш улегся,
Он ненадолго от скорбей отвлекся:

Учеников заметив караван,
Он повелел им вслух читать Коран.

И те шептались: «Да, теперь нам мнится,
Что мы в тюрьму попали из темницы!»

Тут заводила тихо попросил:
«Читая вслух, из всех кричите сил!» —

И каждый заорал и завизжал,
Да так, что дом от шума задрожал.

Тут заводила крикнул: «Замолчите ль
Вы, наконец? Ведь болен наш учитель!»

А тот в ответ: «Отменим наш урок:
От ваших криков заболел висок!..»

...Ученики отвесили поклон —
И, радостные, выпорхнули вон,

Звучало всюду пение детей,
Как птиц, освобожденных из сетей.

Но матери спросили их: «Доколе
Резвиться вам? Вы почему не в школе?»

Они в ответ: «Так, видно, Бог велел:
Учитель наш опасно заболел!»

А матери: «Ну, что нам делать с вами?
Учителя проведаем мы сами,

И, коль окажется, что врете вы, —
Смотрите, не сносить вам головы!..»

...К учителю они явились в дом,
А он, болезный, их узнал с трудом:

Глаза слезятся, говорит едва,
Тугой повязкой сжата голова.

Тогда вскричали женщины: «О, горе!
Не знали мы досель о Вашей хвори!»

А он в ответ: «Помилуйте! Меня-то
Больным признали ваши же щенята!

Я и не знал, что болен я, покуда
Об этом не сказали дети блуда!..»

...Тому, кем вдохновенье овладело, —
Плевать на боль: он продолжает дело!

Так воин, руку потеряв в бою,
Не сразу боль почувствует свою:

Пока не кончится смертельный бой, —
Он на ногах, он не покинет строй!..

Учитель олицетворяет силу разума, постоянно ослабляемую плотскими помыслами и страстями («учениками-заговорщиками») – вплоть до «тяжкого недуга» мыслительных способностей. При этом «заговорщикам» удается внести во внутренний мир человека тяжелую смуту – «рассорить» разум с эмоциональной сферой (душой), символизируемой женой учителя.
Д. Щ.

Категория: Притча Руми Лжеучители

Смотрите также:

Предопределение

Притча Руми «Предопределение»

Горожанин и сельчанин

Притча Руми «Горожанин и сельчанин»