Башмак Пророка

Пред тем, как вознести свои моленья,
Пророк свершил святое омовенье:

Омыл ступни, поставив обувь рядом,
И занялся молитвенным обрядом.

И тут-то ловкий вор, дождавшись срока,
Успел схватить один башмак Пророка.

Пророк свернул своих молитв шатер
И сразу руку к обуви простер,

Как вдруг орел – о Неба тайный знак! —
Ниспав, схватил оставшийся башмак.

Когда ж взлетел он с ним под облака,
То выпала змея из башмака!

Пророк, узрев, что сотворил орел,
Был изумлен. Когда же речь обрел,

Сказал: «Орел, я понял лишь сейчас,
Что ты, как друг, меня от смерти спас!

Поскольку ж я отвлекся от моленья,
То на меня напало ослепленье:

Я думал, ты мне причинил утрату, —
А ты ко мне отнесся, словно к брату!..»

...Не слишком сетуй, потеряв что-либо,
Ведь без потерь и жить мы не могли бы.

Подумай – чем ты менее богат,
Тем меньше и грозит тебе утрат.

Немного я встречал таких, признаться,
Кого б счастливым сделало богатство!

Рассказ имеет двойной смысл. Во-первых, он иллюстрирует известную религиозную идею о «благе, обретаемом через лишения», которая выражена в изречении: «Бог всё совершает к лучшему». Во-вторых, орел в данном случае означает учителя мудрости, действия которого сначала могут показаться ученику неправильными и даже жестокими. Их истинный, спасительный, смысл постигается позже.
Д. Щ.
***

В рассказе описываются две потери. При этом только вторая объясняется вмешательством Провидения, которое стало наглядным для Пророка. Однако автор на обе потери распространяет свой вывод: «...Не слишком сетуй, потеряв что-либо, // Ведь без потерь и жить мы не могли бы». Отсюда проистекает назидание: Провидение не обязано всегда иллюстрировать цели своих воздействий на события. От человека, хотя бы однажды убедившегося в спасительности таких воздействий, в дальнейшем требуется вера в постоянное попечение о нем Бога.
М. Х.

Категория: Цель обучения Притча Руми

Смотрите также:

Любовь Меджнуна

Притча Руми «Любовь Меджнуна»

Ищу Человека

Притча Руми «Ищу Человека»